Объем перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом является значительным, что определяет важность правового регулирования данных видов перевозок.
Транспортное законодательство достаточно детально регулирует перевозки пассажиров и багажа. Основные нормы, регулирующие перевозки, закреплены в Гражданском кодексе РФ, Уставе автомобильного и городского наземного электрического транспорта, Правилах перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112). Ответственность за нарушение норм транспортного законодательства устанавливается также в главе 11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной нормами транспортного законодательства (п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Одним из видов перевозок являются регулярные перевозки, предполагающие перевозки по маршрутам.
Решение об открытии, изменении, закрытии, определении вида маршрута и расписания маршрута регулярных перевозок принимает Комитет по транспорту. Данная информация публикуется в СМИ.
На основании Закона РФ «О защите прав потребителей», исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору, обычно предъявляемым требованиям или целям заключения договора (ст.4), а потребитель, в свою очередь, имеет право на получение оказываемой услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни, здоровья и имущества (ст.7).
Перевозчик несёт ответственность за пассажиров и их багаж в период перевозки. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Посадка и высадка пассажиров производится только на остановках, остановка по требованию пассажира, должна производиться без нарушения правил дорожного движения. В том числе, перевозчик обязан:
- обеспечивать перевозку пассажиров по установленному маршруту и расписанию,
- обеспечивать соответствие количества пассажиров вместимости транспортного средства,
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и др.
Ответственность перевозчиков за вред, причинённый жизни или здоровью (или имуществу) пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ и ст.14 Закона о «Защите прав потребителей», если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.
Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам. Перевозчик вправе устанавливать класс обслуживания. Информация о классе обслуживания должна быть заблаговременно доведена до пассажиров (в том числе о тарифах на услуги). Также могут использоваться именные билеты, которые оформляются на основании документа, удостоверяющего личность пассажира. В случае перевозки детей, следующих вместе с пассажиром, контролёры вправе потребовать от такого пассажира предъявления документов, подтверждающих возраст ребёнка (свидетельство о рождении или паспорт родителей с записью о рождении ребёнка).
В продаже билета может быть отказано при превышении вместимости, предусмотренной конструкцией транспортного средства, или осуществлении перевозок только с предоставлением места для сидения в случае отсутствия свободных мест для сидения.
NB! Пассажир имеет право на бесплатное пользование залами ожидания и туалетами, размещёнными в зданиях автовокзала, автостанции, при наличии билета, подтверждающего право проезда по маршруту регулярных перевозок, в состав которого включён остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала или автостанции:
- в течение времени, установленного владельцем автовокзала, автостанции, но не менее 2 часов с фактического времени прибытия транспортного средства, — для остановочного пункта, являющегося пунктом назначения;
- в течение срока действия билета (с учётом фактического времени задержки отправления и (или) опоздания прибытия транспортного средства) — для других остановочных пунктов.
NB! В случае прекращения поездки в предоставленном транспортном средстве в связи с его неисправностью, аварией или другими причинами пассажиры вправе воспользоваться приобретённым билетом для проезда в другом транспортном средстве, указанном перевозчиком. Пересадка пассажиров в другое транспортное средство организуется кондуктором или водителем того транспортного средства, на проезд в котором были приобретены билеты.
Согласно п.83 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом безбилетным признается лицо:
а) обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета;
б) предъявившее билет без отметки о гашении, если гашение билета является обязательным;
в) предъявившее поддельный билет;
г) предъявившее билет, срок действия которого истёк или в котором указана фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность;
д) предъявившее ранее использованный билет;
е) предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.
Последствия: Лицо, являющееся безбилетным, оплачивает проезд от пункта посадки до пункта назначения или до пункта, в котором такое лицо покинет транспортное средство. Если невозможно определить пункт посадки, стоимость проезда исчисляется от начального пункта отправления транспортного средства. Аналогичные правила действуют в отношении неоплаченного багажа. Билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, при непредоставлении документа, подтверждающего право на указанное преимущество, изымается. Кроме того, оплате подлежит штраф.
Обеспечение целостности и сохранности ручной клади является обязанностью пассажира. При этом размещение ручной клади на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа или выхода из транспортного средства, в том числе аварийного, запрещается. Провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на провоз ручной клади.
Сдача багажа перевозчику оформляется багажной квитанцией, а на каждое место багажа крепится багажная бирка, копия которой выдаётся пассажиру. Погрузка и выгрузка багажа, перевозимого в багажных отделениях транспортных средств, осуществляется пассажиром. Багаж выдаётся лицу, предъявившему багажную квитанцию и багажную бирку. В случае утраты багажной квитанции или багажной бирки багаж может быть выдан лицу, которое докажет своё право на него, указав письменно точные признаки вещей, входящих в состав багажа.
Не допускаются к перевозке багажом и провозу в составе ручной клади зловонные и опасные вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также предметы, загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в составе ручной клади животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если размеры указанных клеток (корзин, коробов, контейнеров и др.) отвечают установленным требованиям.
NB! При обнаружении утраты, недостачи мест или повреждения (порчи) багажа перевозчик по требованию лица, предъявившего багажную квитанцию и багажную бирку, составляет коммерческий акт в 2 экземплярах, один из которых вручается указанному лицу для предъявления им претензии перевозчику.
В случае ненадлежащего оказания перевозчиком услуг по перевозке багажа составляется коммерческий акт, а в иных случаях — акт общей формы.
NB! Претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров и багажа, предъявляются перевозчикам или фрахтовщикам по месту их нахождения.
К претензии прилагаются документы, подтверждающие нарушение прав пассажира.
Данный вид перевозки регулируется правилами о публичных договорах. Т.е. перевозчик не имеет право отказать лицу в проезде или провозе багажа при соблюдении правил, которые устанавливаются в отношении данного вида перевозки для пассажиров и перевозчиков.
ЦЕНТР КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАН ПО ВОПРОСАМ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Санкт-Петербург, ул. Малая Садовая д.1, каб.№15, тел. 571-62-00
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ПУНКТЫ ФИЛИАЛОВ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» по вопросам защиты прав потребителей: Филиал №1 в Московском, Фрунзенском, Пушкинском, Колпинском районах и городе Павловске г. Колпино, ул. Веры Слуцкой, д.36, тел. 469-34-61 Филиал №2 в Выборгском и Калининском районах ул. Карпинского, д.27, 298-29-25 Филиал №3 в Невском и Красногвардейском районах ул.Л.Молдагуловой, д.5, 224-17-30 Филиал №4 в Адмиралтейском, Василеостровском и Центральном районах ул. Моховая, д.11, 275-88-87 Филиал №5 в Приморском, Петроградском, Курортном и Кронштадтском районах Серебристый бульвар, д.18, 349-36-35 Филиал №6 в Кировском, Красносельском, Петродворцовом районах и городе Ломоносове ул. Отважных, д.6, 736-94-46
Режим работы: пн.-пт. с 09.00 до 17.00 обед с 13.00 до 14.00 |