За период с 20.12.2021 года по 24.12.2021 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 83 человека, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (38);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (40);
- Прочее (5).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте! Между мной и авиакомпаниями был заключен договор авиаперевозки в Баку. В аэропорту мне был дан отказ в регистрации на рейс. Представитель авиакомпании утверждала, что въезд в страну осуществляется исключительно на основании сертификата COVID-19. Однако, граждане могут въезжать в Азербайджанскую Республику на основании отрицательного результат ПЦР теста на COVID-19, выданного за 72 часа до вылета. На стойке регистрации мною был предоставлены отрицательный результат ПЦР теста. Представитель авиакомпании отказалась давать письменный отказ в авиаперевозке. Я так и не смогла улететь. Как я могу вернуть денежные средства за авиабилет.
Разъяснение специалиста:
В соответствии с п. 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации (кодекс РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ, далее – «ВК РФ»), перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита. Бремя доказывания наличия оснований расторжения договора воздушной перевозки пассажира лежит на перевозчике.
Согласно п. 3. статьи 107 ВК РФ при прекращении по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в случаях, предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 п. 1 настоящей статьи, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:
1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки;
2) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира.
В случае если Вы не согласны с действиями перевозчика, Вы можете обратиться с требованиями к перевозчику письменно, способом, позволяющим зафиксировать дату их получения (в том числе, заказным письмом с уведомлением). Согласно статье 127.1 ВК РФ, перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
Если Ваши требования не будут удовлетворены, Вы вправе обратиться в суд, в соответствии со статьёй 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон РФ»).
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ лицам, участвующим в деле.