Финансовое поведение потребителя

В современных условиях расширения использования финансовых услуг, усложнения и появления новых, трудных для понимания финансовых инструментов, вопросы финансовой грамотности стали чрезвычайно актуальными для населения нашей страны. Финансовая грамотность населения и эффективная защита прав потребителей в финансовой сфере имеют решающее значение для повышения финансовой безопасности граждан, обеспечения стабильности финансовой системы и формирования в Российской Федерации справедливого, прозрачного и конкурентного рынка финансовых услуг. Важным фактором экономического благополучия людей становится обеспечение личной финансовой безопасности. В настоящее время повышается значимость получения населением доступа к достоверной и надежной информации о финансовых услугах и защите своих прав в качестве потребителей финансовых услуг.

Под финансово грамотным поведением потребителя понимается сочетание финансовых знаний, установок, норм и практических навыков, необходимых для принятия ответственных решений на финансовом рынке. Важной составляющей финансово грамотного поведения является способность гражданина осуществлять долгосрочное планирование личных финансов на всех этапах жизни.

Способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, правильно выбирать финансовые продукты и разбираться в финансовых вопросах относится к понятию финансовой грамотности.

Важно понимать, что часто люди сталкиваются с проблемами и трудностями при получении финансовых услуг не только из-за недобросовестности финансовых организаций, например, банков или микрофинансовых организаций, но и по собственной вине:

— из-за незнания своих законных прав и прав этих организаций;

— в силу непонимания того, что у потребителей есть не только права, но и обязанности, которые нужно не только знать, но и выполнять;

— из-за невнимательности или необдуманных решений.

Это лишь некоторые проявления недостаточной финансовой грамотности.

Чтобы потребитель правильно понимал суть той услуги, которой он пользуется, мог отличать добросовестных участников финансового рынка от мошенников и делал наилучший для себя выбор, необходимо повышать свою финансовую грамотность.

 

Существует пять правил, выполнение которых позволит потребителю добиться финансовой независимости:

1. необходимо тратить денег меньше, чем зарабатывается;

2. стараться покупать то, что дорожает;

3. стараться не покупать то, что дешевеет;

4. в первую очередь удовлетворять базовые потребности;

5. учитывать не только стоимость вещи, но и расходы на ее содержание.

 

Типичные финансовые ошибки. Основы финансовой грамотности помогут избежать типичных ошибок, которые совершают люди.

Трачу все! Вы тратите все, что зарабатываете. Резервы не формируются.- Хочу – куплю! Вы часто покупаете на эмоциях и затем не пользуетесь купленными вещами. Многие покупки совершаются с привлечением кредитов. Вы работаете не на себя, а на банки. — Хочу лучшее, а другого не надо! Вы всегда хотите купить то, что в настоящий момент не доступно, и не покупаете то, что реально можете себе позволить. Дальнейшие события могут идти по двум вариантам: — Вы покупаете то, что хотите, но в кредит, и данный кредит разоряет Вас; — Вы откладываете покупки на потом, и в результате живете хуже, чем могли бы. — До пенсии далеко! Вы не формируете резервы, поскольку считаете, что до пенсии далеко. Проблема приводит к тому, что человек перемещается на крайне низкий уровень жизни в старости.

 

Как повысить финансовую грамотность?

1. Проанализируйте Ваши доходы и расходы. Проверьте, от каких расходов Вы можете отказаться и соответственно какую сумму сэкономить. Оптимизировать нужно все расходы.

2. Пользуйтесь специальными программами для фиксации доходов и расходов.

3. Копите деньги и  учитесь их инвестировать. Помимо банковских вкладов, можно вкладывать деньги в облигации, недвижимость, свой бизнес.

4. Аккуратно пользуйтесь кредитами. Старайтесь быстро отдавать долги и жить по средствам.