Для упрощения повседневной жизни и избавления от необходимости приготовления еды дома, приобретения готовых блюд к домашнему столу или на работу, банкетного обслуживания граждане пользуются услугами, которые предоставляют заведения, работающие в сфере общественного питания. Качество оказания таких услуг в ряде случаев вызывает претензии со стороны граждан. Поэтому, пользуясь услугами ресторанов, кафе, столовых, предприятий быстрого обслуживания, потребителю следует знать о своих правах.
К числу основных нормативных правовых актов, регулирующих оказание услуг общественного питания, относятся: Гражданский кодекс РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515.
Услуги общественного питания предусматривают изготовление продукции общественного питания, создание условий для потребления и реализации продукции общественного питания и иной пищевой и непищевой продукции (покупные товары) как на месте изготовления, так и вне его по заказам.
Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ, например, запрет нахождения в верхней одежде. Исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением заказать услугу, в соответствии с перечнем оказываемых услуг.
Организация общественного питания обязана довести до сведения потребителей следующую информацию:
— перечень услуг и условия их оказания;
— наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
— сведения об объеме (весе) порций готовых блюд и покупных товаров, емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
— сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления).
Цена на услуги общественного питания должна определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте). На исполнителя (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) возлагается обязанность обеспечения необходимыми средствами измерения для проверки объема предлагаемой продукции.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
Важно знать, что при предварительном заказе услуги общественного питания один экземпляр документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуги, выдается потребителю и (или) направляется в электронном виде (если потребителем выбран указанный способ).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги общественного питания в любое время (до момента предоставления услуги в полном объеме) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Потребитель также имеет право отказаться от исполнения договора об оказании услуги общественного питания, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора, и одновременно потребовать возмещения связанных с этим причиненных убытков.
Помните, что исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, и предоставить ее по требованию. Если ваши права были нарушены, вы можете отразить в ней все нарушения и претензии к исполнителю.