За период с 30.08.2021 года по 03.09.2021 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 95 человек, из которых:
• По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (42);
• По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (47);
• Прочее (6).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте. Покупал у авиакомпании билеты в Москву и обратно. На первый я рейс опоздал, и поэтому пришлось лететь другим рейсом. Мой обратный билет компания аннулировала. Деньги авиакомпания не возвращает. Имею ли я право на возврат средств, если компания так и не предоставила мне услугу?»
Разъяснение специалиста:
Общие правила прекращения по инициативе пассажира действия договора воздушной перевозки регламентированы положениями ст. 108 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60 (далее ВК РФ). В соответствии с п. 27 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 № 82, если пассажир не воспользовался забронированным пассажирским местом на каком-либо участке маршрута перевозки, то пассажир должен сообщить перевозчику о намерении продолжить перевозку на последующих участках маршрута перевозки. Если пассажир не сообщил перевозчику о намерении продолжить перевозку, перевозчик имеет право аннулировать бронирование на каждом последующем участке маршрута перевозки без уведомления пассажира. Отказ пассажира от перевозки на каком-либо участке маршрута перевозки признается изменением маршрута перевозки и осуществляется в порядке, предусмотренном для изменения пассажиром условий договора воздушной перевозки пассажира. Согласно п. 2 ст. 102 ВК РФ перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей. В своих правилах перевозчик указывает условия аннулирования билетов.
Вы вправе направить перевозчику свои требования и изложить касающиеся их доводы в письменной претензии в адрес перевозчика способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и получения его перевозчиком (услуги почтовой связи — заказное письмо с уведомлением и описью вложения). Согласно ст. 127.1 ВК РФ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
В случае невозможности разрешения спора с авиакомпанией в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в суд, поскольку по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон), удовлетворение имущественных требований потребителя реализуется исключительно в рамках гражданского судопроизводства. Предъявить иск в суд Вы вправе по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона).