Особенности предоставления платных медицинских услуг

Рынок платных медицинских услуг в России расширяется все быстрее. Совсем недавно при упоминании платной медицины на ум в первую очередь приходили услуги стоматологии, пластической хирургии и косметологии. Сегодня наряду с первичной амбулаторной помощью и диагностикой широкое распространение получили и специализированные высокотехнологичные виды медицинской помощи.

Медицинские организации имеют право на оказание платных медицинских услуг на основании и в соответствии с выданной лицензией. Правила и порядок предоставления услуг регулируются нормативно-правовыми актами.

Одним из основных документов, регулирующих данный вид медицинских услуг, являются «Правила предоставления платных медицинских услуг», утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006. Порядок и условия предоставления гражданам платных медицинских услуг регламентируются также Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (от 21.11.2011 № 323-ФЗ) и «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1).

Итак, прежде чем получить медицинские услуги на платной основе, нужно тщательно ознакомиться с информацией о них. Медицинское учреждение обязано предоставлять на своем сайте, а также на информационных стендах информацию, содержащую, в том числе: наименование и фирменное наименование; — адрес места нахождения; — сведения о лицензии; — сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; — режим работы.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Договор составляется в 2-х экземплярах.

В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» медицинская организация обязана «своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора». Невыполнение этой обязанности дает потребителю право отказаться от исполнения заключенного договора, возврата оплаченных средств и возмещения убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов и штрафа.

Правилами предоставления платных медицинских услуг предусмотрено, что при заключении договора по требованию потребителя им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения:

  • порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;
  • информацию о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации);
  • информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;
  • другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Необходимо помнить, что пациент имеет право отказаться от медицинских услуг в любой момент, а медицинская клиника вправе удержать денежные средства только в пределах фактически оказанных услуг, предусмотренных договором.

Без согласия потребителя медицинская организация не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на платной основе. В случае если при предоставлении платных медицинских выявится необходимость экстренного предоставления дополнительных медицинских услуг для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются без взимания платы.

Платные медицинские услуги предоставляются только при наличии информированного добровольного согласия потребителя.

Если Вам оказали некачественную медицинскую услугу на платной основе, с целью урегулировать спор в досудебном порядке, необходимо написать письменную претензию в адрес медицинского учреждения, в котором данная услуга была оказана.

При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель по своему выбору вправе требовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответственного уменьшения цены оказанной услуги; возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков своими силами или третьими лицами.

Потребитель также вправе отказаться от исполнения заключенного между ним и медицинским учреждением договора и потребовать полного возмещения убытков, если им обнаружены существенные недостатки оказанной медицинской услуги или иные существенные отступления от условий договора об оказании медицинских услуг.

Но что же делать, если оказанная медицинская услуга ухудшила или окончательно испортила здоровье потребителя? Согласно ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению медицинской организацией в полном объеме.