В процессе развития рынка косметических товаров и услуг, не редким остаются случаи введения в заблуждение или обмана потребителей, относительно качества и прогнозируемых результатах для потребителя, приобретающего те или иные товары и услуги (в том числе, с использованием кредитных средств).
Какие существуют способы обмана потребителя?
Одним из самых распространенных и действенных способов навязывания приобретения того или иного товара и услуги является введение в заблуждение относительно потребительских качеств (или итогового результата) товара или процедуры, условий заключения договора. Ярким маркером подобного желания продавца (исполнителя) является отказ от демонстрации товара до его приобретения, отсутствие сведений о продавце, производителе или импортере товара, организации, осуществляющей косметическую процедуру, предложение подписать договор без ознакомления с его текстом.
Часто подобные товары или услуги реализуются на рынке по завышенной цене, ввиду чего вторым маркером является явное намерение продавца (исполнителя) навязать Вам заключение кредитного договора для оплаты дорогостоящего товара или услуги.
При этом, в случае, если денежные средства за товар или услугу потребитель успел оплатить, но, передумав, направил требование
о расторжении договора, такой продавец или исполнитель не спешит с возвратом денежных средств, часто в одностороннем порядке прекращая коммуникацию с обманутым потребителем.
Каким образом избежать введения в заблуждение и не приобрести заведомо некачественный товар или услугу?
- Всегда проверяйте сведения об организации, в которой приобретаете товар (заказываете услугу). Вам понадобится: фирменное наименование, ИНН, ОГРН, юридический адрес организации и, по возможности, адрес электронной почты для оперативного взаимодействия;
- При приобретении косметического средства – учитывайте и проверяйте рекомендации производителя по его использованию, состав средства, наличие индивидуальных противопоказаний;
- Проверяйте используемые средства до приобретения косметической процедуры: попросите продемонстрировать действие косметического средства и в случае наличия нежелательной реакции (боль, зуд, жжение, покраснение и пр.) – отказывайтесь от проведения процедуры;
- Не подписывайте документы до ознакомления их полным текстом и наличия Вашего согласия с прочитанным;
- Помните: никто не вправе навязывать или понуждать потребителя к приобретению товара (услуги).
В случае, если договор на проведение косметической процедуры уже был заключен, потребитель вправе расторгнуть его на основании со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон»), в соответствии с которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по соответствующему договору.
Если же был заключен договор купли-продажи косметических средств, то вернуть такой товар возможно только при наличии в нем недостатков или недостатка информации о таком товаре.
Парфюмерно-косметические товары входят в Перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату при их надлежащем качестве, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2463.
Таким образом, чтобы вернуть денежные средства за приобретенный косметический товар, необходимо либо наличие в нем конкретных недостатков (ст. 18 Закона), либо непредоставление продавцом полной информации о товаре (ст. 12 Закона).
Кроме того, при приобретении товара ненадлежащего качества, потребитель вправе потребовать с продавца компенсации возникших в результате такой сделки убытков, причиненного морального вреда, а также судебных издержек, в случае судебного разрешения спора.