За период с 23.05.2022 года по 27.05.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 92 человека, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (46);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (41);
- Прочее (5).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! Мною в интернет-магазине был приобретен смартфон. На момент покупки на сайте размещена информация о возможности возврата в течение 30 календарных дней. Через 20 дней я решил вернуть телефон. Телефон до этого не использовался. В возврате было отказано, т.к. магазин в одностороннем порядке после покупки изменил порядок возврата, сократив его до 15 календарных дней. Что возможно предпринять для возврата денежных средств?»!
Разъяснение специалиста:
Согласно ст.26.1 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) при дистанционном способе продажи потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.
В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара.
В соответствии с п.18 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 при дистанционном способе продажи обязанность продавца, по доведению информации о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, признается исполненной также в случае предоставления потребителю информации с помощью электронных и иных технических средств.
Согласно ст. 310 Гражданского Кодекса РФ в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.
В случае изменения условий после доставки товара, Вы вправе обратиться к продавцу с претензией в письменной форме, способом, позволяющим зафиксировать дату их получения (заказное письмо с уведомлением).
Если Ваши требования не будут удовлетворены продавцом, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.