За период с 14.06.2022 года по 17.06.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 88 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (38);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (46);
- Прочее (4).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день. На торговой интернет — площадке мною был приобретен телефон. Предоплата производилась электронным способом агрегатору. Товар мне не доставили. Сроки доставки уже давно прошли. На мои звонки никто не отвечает. Что мне делать?»
Разъяснение специалиста:
Согласно ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать:
передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара
Согласно ст. 12 Закона потребитель вправе предъявить требование к владельцу агрегатора о возврате суммы произведенной им предварительной оплаты товара. Владелец агрегатора возвращает сумму полученной им предварительной оплаты товара в течение десяти календарных дней со дня предъявления потребителем такого требования при одновременном наличии следующих условий:
товар, в отношении которого потребителем внесена предварительная оплата на банковский счет владельца агрегатора, не передан потребителю в срок;
потребитель направил продавцу уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи в связи с нарушением продавцом обязательства передать товар в установленный срок.
Наряду с требованием о возврате суммы предварительной оплаты товарапотребитель направляет владельцу агрегатора подтверждение направления продавцу уведомления об отказе от исполнения договора купли-продажи.
Если иное не предусмотрено условиями пользовательского или иного соглашения потребителя с владельцем агрегатора, уведомление продавцу об отказе от исполнения договора купли-продажи может быть направлено владельцу агрегатора, который обязан направить его продавцу.
Вы вправе обратиться к владельцу агрегатора (продавцу) с требованиями, изложив касающиеся их доводы в письменной претензии способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и получения его владельцем агрегатора (продавцом).
Если Ваши требования не будут удовлетворены владельцем агрегатора (продавцом), Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.