За период с 15.08.2022 года по 19.08.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 118 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (60);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (53);
- Прочее (5).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте. Я приобрела детский велосипед, который сломался через месяц, гарантийный срок еще не истек. Обратилась к продавцу и потребовала вернуть уплаченную денежную сумму. Но продавец отказывается вернуть деньги, говорит, что недостаток по моей вине, но я с этим не согласна. Что мне делать?»
Разъяснение специалиста:
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон РФ») потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Таким образом, Вы вправе потребовать от продавца проведение экспертизы товара. Вы имеете право направить свои требования письменно в адрес продавца способом, позволяющим фиксировать дату отправки претензии и получения ее исполнителем (в том числе посредством почтовой связи).
Если Ваши требования не будут удовлетворены в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в суд, в соответствии со статьей 17 Закона РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ) лицам, участвующим в деле.