О работе консультационного Центра и пунктов консультирования и информирования ФБУЗ в период с 12.09.2022 г. по 16.09.2022 г.

За период с 12.09.2022 года по 16.09.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 121человек, из которых:

  • По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (60);
  • По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (56);
  • Прочее (5).

Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:

 

Обращение потребителя:

«Я приобретал возвратные авиабилеты, в тот же день я отказался от перелета, который должен был состояться на следующий день. На мое заявление пришел ответ, что мне возвращают не полную стоимость билета, а только ее часть. Я не понимаю почему с меня удержали часть денег. Прошу разъяснить имеет ли на это право авиакомпания?»

 

Разъяснение специалиста:

 

В соответствии с п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ в случае отказа пассажира от воздушной перевозки, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке:

— если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс;

— если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением сроков, установленных в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира;

— если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата;

Согласно п. п. 231, 232, 234 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика. Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность. Требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира.

Согласно ст. 127.1. Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.

Если Ваши требования не будут удовлетворены перевозчиком, имущественные требований потребителя реализуется в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон № 2300-1), защита нарушенных прав осуществляется судом.

Предъявить иск в суд Вы вправе по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора (п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1).