О работе консультационного Центра и пунктов консультирования и информирования ФБУЗ в период с 05.09.2022 г. по 09.09.2022 г.

За период с 05.09.2022 года по 09.09.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 119 человек, из которых:

  • По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (51);
  • По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (62);
  • Прочее (6).

 

Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом с целью повышения финансовой грамотности населения:

Обращение потребителя:

 

Здравствуйте. Я получил СМС сообщении о платеже на сумму 3500 руб. неизвестной мне организации, который я не совершал. В течении двух часов я позвонил в банк объяснил оператору ситуацию и заблокировал банковскую карту. На следующий день я отправил заявление в банк и копии документов, которые они запросили. В банке ответили, что заявление принято. Через 30 дней мне прислали СМС, что списание средств произведено мной с электронной почты и оснований для возврата денег нет. Картой мы пользуемся с женой и никаких покупок в этот день не совершали. Прошу разъяснить какие права у меня есть?

 

Разъяснение специалиста:

Согласно ст. 9 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе» (далее Закон № 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ, и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента — физического лица о совершенной операции в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона № 161-ФЗ и клиент — физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона № 161-ФЗ, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом — физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента — физического лица.

В случае неудовлетворения банком Ваших требований, в силу положений п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ, Вы вправе обратиться в органы судебной власти за судебной защитой своих прав, поскольку удовлетворение имущественных требований потребителя реализуется исключительно в рамках гражданского судопроизводства. Вам необходимо будет предоставить доказательства своей непричастности к несанкционированной транзакции и документально подтвердить факт своевременного обращения в банк с требованием блокировки карты.