За период с 17.10.2022 года по 21.10.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 122 человека, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (61);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (57);
- Прочее (4).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Я заключила договор на оказание медицинских услуг по протезированию зубов. Мне услуга оказана некачественно. Через три месяца у меня сломался один имплант. Я обратилась в эту же клинику, чтобы мне по гарантии устранили недостаток. Но устранять недостаток клиника отказалась, так как считает, что это моя вина. Что мне делать в данной ситуации?».
Разъяснение специалиста:
Согласно п. 27 Правил предоставления платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 04.10.2012 г. N 1006 (далее – «Правила») исполнитель предоставляет платные медицинские услуги, качество которых должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии в договоре условий об их качестве — требованиям, предъявляемым к услугам соответствующего вида.
Согласно п. 31 Правил за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 (далее – «Закон») потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Исполнитель отвечает за недостатки услуги, на которую установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после принятия услуги потребителем вследствие нарушения им правил использования результата услуги, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Согласно ст. 30 Закона недостатки услуги должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.
Назначенный потребителем срок устранения недостатков услуги указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
За нарушение вышеуказанных сроков устранения недостатков оказанной услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку, размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с п. 5 ст. 28 Закона.
Вы вправе обратиться с письменной претензией к исполнителю. По общим правилам с целью фиксации факта обращения претензия должна быть составлена письменно в двух экземплярах, один из которых необходимо оставить себе, а второй экземпляр отдать исполнителю, при этом на Вашем экземпляре должен быть зафиксирован факт ее принятия. Претензию также можно отправить ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения на адрес исполнителя.
В случае если исполнитель добровольно откажется исполнять Ваши требования или при неполучении ответа на претензию, Вы вправе обратиться за судебной защитой своего права, приложив к исковому заявлению имеющиеся у Вас документы (договор, квитанции, претензию в адрес исполнителя и др.). В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (далее – «ГПК РФ») лицам, участвующим в деле.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.