О работе консультационного Центра и пунктов консультирования и информирования ФБУЗ в период с 24.07.2023 г. по 28.07.2023 г.

За период с 24.07.2023 года по 28.07.2023 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось
236 человек, из которых:

• По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (115);

• По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (105);

• Прочее (16).

 

Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:

 

Обращение потребителя:

 

«Здравствуйте! Я отказался от образовательных услуг, т.к. не смог их посещать, и попросил вернуть деньги за неиспользованные занятия. Мне возвращают сумму значительно меньше, чем стоят данные занятия, так как в договоре указано, что в случае отказа от услуг максимальная сумма возврата составляет 10 процентов от стоимости услуг. Законно ли это?»

Разъяснение специалиста:

 

В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Согласно ст.16 Закона недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

Если включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, повлекло причинение убытков потребителю, они подлежат возмещению исполнителем, в полном объеме в соответствии со статьей 13 Закона.

Требование потребителя о возмещении убытков подлежит удовлетворению в течение десяти дней со дня его предъявления.

К недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся в том числе условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права, установленного ст. 32 Закона.

Таким образом потребитель оплачивает исполнителю только фактически понесенные расходы. Расходы исполнитель должен подтвердить документально.

Поскольку в Законе срок удовлетворения требования о возврате денежных средств не указан, то действуют положения ст. 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в соответствии с которыми обязательство по возврату денежных средств должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования. По истечении семидневного срока наступает ответственность исполнителя в порядке ст. 395 ГК РФ.

Вы вправе направить исполнителю свои требования в письменной претензии способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и его получения (лично, услуги почтовой связи).

В случае неполучения ответа или неудовлетворения исполнителем Ваших требований в добровольном порядке, требования могут быть предъявлены по решению потребителя в суд в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора; нахождения филиала или представительства организации по искам, вытекающим из их деятельности. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.