За период с 21.10.2024 года по 25.10.2024 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратился 251 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (125);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (109);
- Прочее (17).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте! Я купила в магазине стиральную машинку. Когда я приехала домой, я попыталась ее включить, однако дисплей не работал. Я обратилась в магазин, чтобы обменять товар на такой же, но качественный. В магазине сказали, что обменяют через 20 дней после проверки и экспертизы. Правильно ли это или мне должны обменять в более короткие сроки?»
Разъяснение специалиста:
Согласно ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — «Закон») потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула).
Согласно ст. 21 Закона продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем. При необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом — в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 21 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Вы вправе направить продавцу свои требования и изложить касающиеся их доводы в письменной претензии в адрес продавца способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и получения его продавцом (услуги почтовой связи — заказное письмо с уведомлением и описью вложения).
Если Ваши требования не будут удовлетворены продавцом, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.