В последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома, у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 — 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16% — 19% времени суток.
Двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Двигательная активность школьников особенно мала в холодный период года.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно — сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия недостаточной двигательной активности сопровождаются снижением сопротивляемости организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Большое значение в свободное время, необходимо придавать двигательной активности детей на улице и соблюдению режима дня.
Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней зарядки, подвижных игр, занятиях в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдыха в выходные дни.
Рациональный двигательный режим обеспечивает высокий уровень двигательной активности и способствует снижению утомления учащихся, повышает эффективность учебной работы.
Роспотребнадзор рекомендует чаще организовывать активный отдых детей на свежем воздухе.
На воздухе ребенок должен бывать ежедневно 2-2,5 часа. Это время следует распределить на 3-4 прогулки, так как доказано, что многократное пребывание на воздухе в течение дня значительно лучше влияет на организм, чем однократное. Особенно важно пребывание ребенка на воздухе утром перед школой и вечером перед сном.
Огромное значение в деле воспитания здорового ребенка имеет физическое воспитание. Гимнастические упражнения укрепляют дыхательные мышцы, способствуют нормальному развитию грудной клетки, в результате чего повышается вентиляция легких, увеличивается газообмен, улучшается легочное кровообращение и кровь быстрее насыщается кислородом; облегчается работа сердечно — сосудистой системы. Под влиянием физических упражнений улучшается работа органов пищеварения, повышается моторная деятельность кишечника, что устраняет запоры и скопление газов, усиливает выделение пищеварительных соков, лучше всасываются пищевые вещества, усиливается обмен веществ.
Утренняя зарядка облегчает переход от сна к бодрствованию, позволяет организму быстрее включиться в работу. Упражнения желательно выполнять в легкой одежде при открытой форточке, лучше на воздухе, приобщая ребенка к природе. Для зарядки предпочтительнее такие упражнения, которые воздействуют на разные группы мышц. Желательно включать упражнения для туловища. Мышц рук, ног, брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов. Выполнять их надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнения, успокаивающие дыхание. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. Упражнения постепенно усложняются, ускоряется и темп движений. Комплексы упражнений желательно менять каждые 7-10 дней.
Очень хорошо, если родители будут делать зарядку вместе с ребенком. Это сделает занятия более эмоциональными и привлекательными.
После утренней зарядки надо провести водные процедуры – душ или обливание, после чего энергично растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты. Растирать тело надо по ходу кровеносных сосудов: от кисти рук до плеча, от спины до бедра, а живот и грудь – круговыми движениями справа налево.
Детям школьного возраста после каждой физической тренировки надо принимать комфортный душ. Постепенно температуру снижают: с 300С до 20-150С в конце. Это хорошая закаливающая процедура.
Полезно совмещать прогулки со спортивными упражнениями, играми. В игре совершенствуются двигательные навыки ребенка, повышается его эмоциональный тонус, кроме того, подвижные игры на свежем воздухе дают хороший оздоровительный эффект.