6 декабря 2024 года принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей»

6 декабря 2024 года принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее – Единые правила, Правила).
Единые правила — это документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих Единым правилам.
Единые правила предназначены для регулирования отношений между потребителями и различными участниками потребительского рынка в Союзном государстве, а также для обеспечения высокого уровня правовой защиты для российских и белорусских потребителей.
Единые правила являются гражданско-правовым актом и изложенные в них нормы должны применяться при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области» публикует сравнительную таблицу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Единых правил с целью просвещения потребителей о нововведениях и отличиях в правовых нормах в Закона о защите прав потребителей и Единых правилах.

 

Закон РФ «О защите прав потребителей» и «Единые правила в области защиты прав потребителей»  (утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 6 декабря 2024 г. № 6)

 

                                          Отличия в правовом регулировании

 

 

                                                       П. 1 ст. 2 Закона о ЗПП:

«Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора».

 

Норма Закон о ЗПП Единые правила
Преамбула   ·       Закреплено, что самозанятые также считаются продавцами/ изготовителями/исполнителями

 

·       Введены новые понятия (продукция, товар, результат работы, услуга, цифровой продукт, поставщик)

 

·       Раскрывается понятие «несоразмерных расходов» — в размере 30% и более от стоимости продукции, определяемой на момент устранения недостатка.

Качество товара   Доп. ответственность за качество товара/услуги (при добровольном предоставлении информации):

П. 4.ст. 4.:

«Если продавец (исполнитель) при заключении договора предоставил потребителю в установленном порядке или на добровольной основе информацию о характеристиках товара (продукции), в том числе, о ее соответствии стандартам (международным, региональным (межгосударственным), национальным (государственным), стандартам организаций и др.), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю продукцию, соответствующую данной информации».

Гарантия   Доп. положение (п. 7 ст.6):

 

Изготовитель (исполнитель, продавец, поставщик, представитель, импортер) не вправе устанавливать на товар (результат работы), реализуемый потребителям на территории Союзного государства, гарантийный срок меньшей продолжительности, чем на аналогичный товар (результат работы), реализуемый за пределами Союзного государства.

Обеспечение возможности использования товара   Появилось прямое указание на возможность вернуть товар изготовителю, который прекратил обеспечивать работоспособность товара (п. 1 ст. 7):

 

«При неисполнении изготовителем (поставщиком, импортером, исполнителем) обязанности по обеспечению возможности использования товара (результата работы) по назначению в течение его срока службы потребитель вправе расторгнуть договор, вернуть товар (результат работы) изготовителю (поставщику, импортеру, исполнителю) и потребовать возврата уплаченной за товар (результат работы) денежной суммы».

Ответственность учредителей   За нарушение прав потребителей ответственность наряду с изготовителем несут учредители (участники, руководители), к которым потребитель вправе по своему выбору предъявить требования (ст. 8).
Ответственность поставщика   Во многих статьях встречается еще одно лицо, к которому потребитель вправе предъявить свои требования – поставщик.
Достоверность информации   При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, импортером, исполнителем) спора о достоверности предоставленной информации о продукции продавец (изготовитель, поставщик, представитель, импортер, исполнитель) обязан провести экспертизу достоверности информации за свой счет в порядке, предусмотренном законодательством государств-участников (п. 5 ст. 9).
Гос. пошлина Ст. 17 – потребители освобождаются от уплаты гос. пошлины в соответствии с НК РФ.

П. 3 ст. 333.36 – потребители освобождаются от уплаты, если цена иска менее 1млн.руб.

П. 4 ст. 12: «Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины».

 

Означает ли это полное освобождение от уплаты гос. пошлины?

Безвозмездные услуги   Ст. 14: «Продавец (исполнитель), реализующий продукцию потребителям на безвозмездной основе, обязан соблюдать положения настоящих Единых правил».
Доказательства при отсутствии чека   Абз.2 п.4 ст. 19:

 

«Для подтверждения факта приобретения товара могут использоваться свидетельские показания, банковские выписки, техническая документация

к товару, элементы потребительской тары (упаковки), на которых имеются отметки, подтверждающие, что приобретение товара осуществлялось у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на приобретение товара у данного продавца».

Сроки устранения недостатков Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней (ст.20). Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 14 дней (ст.21).
Срок замены товара

 

 

В случае необходимости проверки качества – 20 дней (ст. 21). В случае необходимости проверки качества – 14 дней (ст. 22).
Срок удовлетворения отдельных требований Возмещение убытков, возврат денежных средств, уменьшение цены, возмещение расходов – 10 дней (ст. 22) Возмещение убытков, возврат денежных средств, уменьшение цены, возмещение расходов – 7 дней (если экспертиза – 14 дней) – ст. 23. И ст. 34 (услуги).
Неустойка за нарушение сроков оказания услуг (работ) Есть ограничение – неустойка не может превышать цену услуги (работы) – п. 5 ст. 28 Данного ограничения нет.
Срок устранения недостатков услуги (работы) Срок назначается потребителем (ст. 30) Общий срок – 14 дней.  Соглашением сторон может быть увеличен. (ст. 33).
Защита прав потребителей при реализации цифровых продуктов   Данному вопросу посвящена отдельная глава (глава 4), но по сути все права и гарантии аналогичны иным правам потребителей, связанным с приобретением товаров и услуг.