Основные вопросы организации питания в школах

Сбалансированное и правильное питание — важная составляющая здоровья детей. Специалисты Роспотребнадзора уделяют особое внимание качеству и безопасности питания. Важен и родительский контроль за организацией горячего питания обучающихся.

Принципы организации школьного питания должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями. В ст. 37 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что питание учащихся обеспечивается образовательной организацией, а расписание должно быть составлено таким образом, чтобы между занятиями были перерывы, достаточно продолжительные для принятия пищи.

При этом должны быть учтены нормы Федеральных законов № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также соответствующие санитарно-эпидемиологические требования и другие акты.

Обязательные требования и рекомендации к организации питания в общеобразовательных организациях установлены, в частности, разделом VIII санитарных правил Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи СП 2.4.3648-20 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28) и Методическими рекомендациями МР 2.4.0179-20 «Гигиена детей и подростков. Рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).

Основные принципы схожи и, в частности, включают следующее.

Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за организацию обеспечения питания обучающихся.

В зависимости от режима обучения (смены) учащиеся обеспечиваются горячим питанием в виде завтрака и (или) обеда. При этом продолжительность перемены для приема пищи должна составлять не менее 20 минут, а интервалы между приемами пищи обучающихся рекомендуется делать не менее 2–3 часов и не более 4–5 часов.

В Методических рекомендациях уточняется, что обучающиеся первой смены во вторую или третью перемену получают завтрак (горячее блюдо и напиток), этот прием пищи должен закрывать 20–25% от суточной калорийности. Также рекомендованы ягоды, фрукты, овощи. Учащиеся во вторую смену обеспечиваются обедом (закуска, горячее первое, второе блюдо и напиток), этот прием пищи должен составлять 30–35% от суточной калорийности. При этом нельзя заменять обед завтраком!

Меню составляется на срок не менее двух учебных недель, обязательно с соблюдением требований к количеству и размеру блюд, сезонности, с учетом возраста детей, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона. В приложениях к СанПиНу 2.3/2.4.3590-20 можно найти таблицы с рекомендуемой массой блюд и набором продуктов для питания детей.

Естественно, весь процесс должен быть организован таким образом, чтобы питание было не только полезным и закрывающим физиологические потребности детей разного возраста в различных продуктах, макро- (белки, жиры и углеводы) и микронутриентах (витамины и минеральные вещества), но и безопасным.

В современных условиях образовательные учреждения могут как самостоятельно организовывать весь процесс, так и заключать договоры с операторами питания, которые предложат пакет услуг.

Как проверить питание в школе родителям? Большинство родителей беспокоит вопрос организации питания в школе. Один или два основных приема пищи происходят вне дома, и очень важно убедиться, что ребенок получает все необходимое и доволен тем, как его кормят. Но каковы полномочия родителей в этом процессе, должны ли перед ними отчитываться и могут ли они лично принимать участие в контроле?

Родители могут участвовать в комиссии образовательной организации по контролю за питанием. Основной документ, который закрепляет такие возможности законных представителей обучающихся и порядок проведения ими комплекса мероприятий по родительскому контролю, – это Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях».

Родительский контроль по питанию в школе проявляется и в том, что родители могут проводить мероприятия по мониторингу питания, он предполагает в том числе их присутствие в столовой во время приема пищи.

Далеко не каждый человек может есть любую еду. Существует немало ограничений: пищевая аллергия, пищевая гиперчувствительность, необходимость придерживаться лечебного питания, персональные убеждения (вегетарианство, веганство), религиозные убеждения. Если у ребенка таких ограничений много, питаться по общему со всеми меню он вряд ли сможет. Как решается вопрос в этом случае?

Индивидуальное лечебное или диетическое питание предоставляется школами в соответствии с пунктом 8.2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», в котором сказано, что образовательная организация должна при необходимости обеспечить лечебное и диетическое питание обучающихся, однако получать такое питание дети могут в том случае, если родители принесли соответствующее назначение от лечащего врача.

Дети должны получать здоровое, полноценное и разнообразное питание, которое приготовлено при соблюдении санитарных условий, из качественных продуктов по рецептурам, с учетом норм физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных возрастов.