За период с 22.07.2019 года по 26.07.2019 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 70 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (36);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (20);
- Прочее (14).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день. Я заключила договор с медицинской организацией. Придя домой, поняла, что большинство услуг, прописанных в договоре мне не нужны. Также, почитала отзывы о данной организации. Отзывы оказались ужасные. Я написала заявление, чтобы расторгли со мной договор и вернули деньги. Мне отказали. В какие сроки мне должны вернуть деньги? Что мне делать и на какой закон ссылаться?»
Разъяснения специалиста:
Согласно ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее — «ГК РФ») граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При заключении договора об оказании услуг связи Вы действуете исключительно по своей воле, вправе потребовать дополнительную информацию об услуге, а также Вы имеете возможность отказаться от заключения договора.
Сообщаю, что порядок оказания платных медицинских услуг регламентируется Федеральным законом № 323ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства от 04.10.2012 г. №1006 (далее — «Правила»).
Дополнительно разъясняю, что в соответствии с п.22 Правил в случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. Исполнитель информирует потребителя (заказчика) о расторжении договора по инициативе потребителя, при этом потребитель (заказчик) оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Условия договора, лишающие потребителя этого права, ничтожны.
Поскольку в Правилах срок удовлетворения требования о возврате денежных средств за не оказанные услуги не указан, то действуют положения ст.314 ГК РФ, в соответствии с которыми обязательство по возврату денежных средств за не оказанные услуги по договору должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования. По истечении семидневного срока наступает ответственность исполнителя в порядке 395 ГК РФ.
Вы вправе обратиться к исполнителю с изложением Ваших требований в претензии. Сообщаю, что по общим правилам, с целью фиксации факта обращения претензия должна быть составлена письменно в двух экземплярах, один из которых необходимо оставить себе, а второй экземпляр отдать исполнителю, при этом на Вашем экземпляре должен быть зафиксирован факт ее принятия. Претензию также можно отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения на адрес исполнителя.
Сообщаю, что в случае отказа в добровольном удовлетворении Ваших требований, Вы вправе обратиться за судебной защитой своего права, в соответствии со ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1, приложив к исковому заявлению имеющиеся у Вас документы (претензию в адрес исполнителя, ответ на претензию и др., копию чека, договора и др.).
В соответствии с п.2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (далее — «ГПК РФ») лицам, участвующим в деле.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.