За период с 14.10.2019 года по 18.10.2019 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратился 81 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (40);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (25);
- Прочее (16).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день. Я в магазине приобрел шкаф. Во время доставки товара магазином, когда товар уже подняли в квартиру, я слегка вскрыл упаковку и увидел дефект двух стенок шкафа (стенки не прокрашены). Я написал в магазин заявление на возврат денежных средств, через несколько дней мне пришел отказ. Подскажите пожалуйста, имею ли я право требовать возврата денежных средств и как мне сейчас быть?»
Разъяснение специалиста:
Разъясняю, что согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 (далее — «Закон»), потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Дополнительно разъясняю, что продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
В случае, если на товар установлен гарантийный срок, после предъявления соответствующего требования в соответствии со ст. 18 Закона продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Только в ходе проверки качества или экспертизы возможно установить производственный или эксплуатационный недостаток имеет товар. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Вы обращались к продавцу путем направления претензии. В случае если продавец добровольно отказывается исполнять Ваши требования, то Вы вправе обратиться за судебной защитой своего права. В соответствии с п.2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.