За период с 23.12.2019 года по 27.12.2019 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 84 человека, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (42);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (30);
- Прочее (12).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Я купила ноутбук. Через 10 месяцев в нем проявился дефект. Гарантийный срок 1 год. Прошло больше 45 дней как он находиться у продавца в ремонте. Могу ли я отказаться от ремонта и потребовать возврата денег?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее- «Закон») в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
— обнаружение существенного недостатка товара;
— нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
— невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Таким образом Вы вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за ноутбук суммы.
Вы вправе обратиться к продавцу с требованиями. Претензия должна быть составлена письменно в двух экземплярах, один из которых необходимо оставить себе, а второй экземпляр отдать продавцу при этом на Вашем экземпляре должен быть зафиксирован факт ее принятия. Претензию также можно отправить заказным письмом с уведомлением и описью вложения на адрес исполнителя.
Если Ваши требования не будут удовлетворены продавцом, Вы можете обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.