За период с 17.02.2020 года по 21.02.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 150 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (84);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (48);
- Прочее (18).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Я купил смартфон, через месяц он сломался, гарантийный срок не прошёл. Я обратился к продавцу и потребовал возврата денег, т. к. такой смартфон мне не нужен. Продавец отказался возвращать деньги и сказал, что я могу его отдать только в ремонт. Почему я не могу получить деньги за бракованный смартфон?
Разъяснение специалиста:
Согласно п. 6 Перечня технически сложных товаров, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 N 924, смартфон является технически сложным товаром.
В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
-обнаружение существенного недостатка товара (существенным недостатком является недостаток, который выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки);
-нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Таким образом Вы вправе: потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.