За период с 24.02.2020 года по 28.02.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 118 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (63);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (46);
- Прочее (9).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день. У меня была оформлена кредитная карта и каждый месяц с меня дополнительно взималась плата за услугу страхования. Через какое-то время я решил погасить задолженность и написал заявление на закрытие счета. Несмотря на эти действия Банк продолжает ежемесячно начислять плату за услугу страхования. Что мне в этой ситуации делать и как отказаться от ненужной услуги?»
Разъяснение специалиста:
Согласно п. 3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных работ, услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п.2 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» если при предоставлении потребительского кредита (займа) заемщику за отдельную плату предлагаются дополнительные услуги, оказываемые кредитором и (или) третьими лицами, включая страхование жизни и (или) здоровья заемщика в пользу кредитора, а также иного страхового интереса заемщика, должно быть оформлено заявление о предоставлении потребительского кредита (займа) по установленной кредитором форме, содержащее согласие заемщика на оказание ему таких услуг, в том числе на заключение иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа). Кредитор в заявлении о предоставлении потребительского кредита (займа) обязан указать стоимость предлагаемой за отдельную плату дополнительной услуги кредитора и должен обеспечить возможность заемщику согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой дополнительной услуги, в том числе посредством заключения иных договоров, которые заемщик обязан заключить в связи с договором потребительского кредита (займа).
Таки образом, в случае отсутствия письменного согласия на страхование, Вы вправе требовать от Банка возврата уплаченной суммы, если же такое согласие давалось, Вам необходимо обратиться с письменным заявлением в Банк.
В случае неразрешения спора в претензионном порядке Вам необходимо обратиться в суд, т.к. в силу ст.11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.