В 2020 году Всемирный день прав потребителей проходит под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). Правление и Совет Всемирной организация потребителей выбрали эту тему неслучайно. В XXI веке человечество столкнулось с нарастающей угрозой своему существованию. Стремительное развитие общества потребления не только вызвало рост промышленного производства, но и дало тяжелые побочные эффекты: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, нарушение озонового слоя Земли и уничтожение уникальных биоресурсов планеты.
Причиной возникшего глобального кризиса является иррациональное потребительское поведение человека. В современном мире личность все дальше отходит от понимания меры вещей и подчиняет свою жизнь девизу: «живи, чтобы покупать». «Мир достаточно велик, чтобы накормить всех людей, но слишком мал, чтобы насытить человеческую жадность». «Человеческая жадность» в контексте изречения Махатма Ганди есть не что иное, как ненасытная жажда потребления, которая для многих стала частью мировоззрения, образом жизни и даже болезнью. Обеспеченная часть человечества, действуя по эгоистическому принципу «хочу все и сейчас», лихорадочно покупает автомашины и компьютеры, бытовую технику, электронные гаджеты, парфюмерию, одежду, продукты питания. Реклама, мода и научно-технический прогресс дают мощные импульсы этому нерациональному поведению, заставляя потребителей покупать все больше и больше.
Немало и тех потребителей, кто покупает вещи «про запас», «по случаю», «по акции», и просто потому, что «вещь красивая». Необдуманная и чрезмерная тяга к потреблению приводит к негативным последствиям. Так, 30-40% продуктов питания остается невостребованными и оказывается на мусорных свалках, 50 миллионов тонн ежегодно генерируемых высокотоксичных электронных отходов (в том числе морально устаревшие, но не выработавшие свой ресурс гаджеты и бытовая техника) отравляют места их хранения и перерабатывающих их людей.
Мы стали свидетелями глобального экологического кризиса и воспринимаем его сегодня как одну из основных угроз для своего безопасного существования. Выход из кризиса — осмысленное движение человечества к устойчивому развитию, позволяющему использовать природные ресурсы разумно, эффективно и безопасно. Человечество должно кардинально изменить модель своего потребительского поведения, подчинив ее принципу «покупай, чтобы жить». Уже сегодня 73 % потребителей заявляют о своей твердой готовности изменить свои привычки потребления для снижения воздействия на окружающую среду.
Появляется качественно новый тип «рационального потребителя», который может изменить мир в лучшую сторону. Как стать рациональным потребителем и внести свой вклад в преодоление глобального экологического кризиса?
Это сделать несложно, необходимо придерживаться следующих простых правил:
- Совершайте покупки осознанно и обдуманно, и всякий раз, когда захотите что-либо купить, отвечайте на вопросы: «Действительно ли мне нужна эта вещь? Что я буду c ней делать, когда она станет немодной или ненужной? Смогу ли я ее утилизировать или переработать, не причинив вред окружающей среде?».
- Внимательно читайте информацию, размещенную на упаковках и этикетках товара, особенно, если это продукты питания, косметика, одежда и бытовая химия. Помните, что некоторые компоненты, входящие состав товара, а также нарушение правил использования этого товара, могут причинить вред Вам и окружающим людям.
- Не поддавайтесь влиянию рекламы и всегда ищите альтернативные способы получения достоверной информации о предлагаемом товаре или услуге.
- Научитесь распознавать экологические знаки и экологическую маркировку, которые наносятся производителем на товар для информирования покупателей об экологической чистоте товаров (работ, услуг), а также о безопасных для окружающей среды способах их использования и утилизации.
- Не стесняйтесь сдавать ненужные Вам вещи в комиссионный магазин или в благотворительные организации.
- В домашнем хозяйстве пользуйтесь ресурсосберегающими товарами и интеллектуальными счетчиками потребления ресурсов.
- Избегайте использование пластика (одноразовой посуды, пластиковых бутылок и упаковок) и не приносите домой вместе с приобретенным товаром потенциальный мусор (пакеты, коробки, листовки и т.п.).
И помните, что каждый из нас в силах сделать мир чище и безопасней.