За период с 09.03.2020 года по 27.03.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 95 человек, из которых:
• По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (27);
• По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (58);
• Прочее (10).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте. Я купил диван, через 10 месяцев я обнаружил, что пружины не держат форму дивана, диван просел. В магазине мне сказали, что я сам виноват, т. к. мои дети прыгали на диване. На диване никто не прыгал, он просто сделан некачественно и гарантийный срок ещё не прошёл. Выходит, у меня нет никаких прав, чтобы вернуть диван и получить деньги?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии со ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее-«Закон») потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, в том числе, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара в период действия гарантийного срока, продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
На основании ст. 22 Закона требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Вы вправе направить продавцу свои требования в письменной претензии способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и его получения (услуги почтовой связи или лично).
Если Ваши требования не будут удовлетворены продавцом, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.