За период с 08.06.2020 года по 11.06.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 79 человек, из которых:
• По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (37);
• По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (39);
• Прочее (3).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! Мне необоснованно отказали в продаже товаров в продуктовом магазине и в качестве причины отказа сослались отсутствие средств индивидуальной защиты. Правомерны ли действия магазина и что я могу предпринять для восстановления своих прав?»
Разъяснение специалиста:
В силу ст. 492 Гражданского Кодекса РФ (далее — ГК РФ) договор купли-продажи является публичным.
Согласно ст. 426 ГК РФ при необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
В целях разрешения возникшей ситуации, Вы вправе обратиться с письменной претензией к продавцу.
В случае неразрешения спора в претензионном порядке Вы вправе обратиться в суд, т.к. в силу ст.11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.