За период с 15.11.2021 года по 19.11.2021 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 89 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (42);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (41);
- Прочее (6).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Мне продали бракованную обувь, у которой отклеилась подошва через 5 дней. Я принесла обувь в магазин, но мне сказали, что это я виновата в том, что отклеилась подошва, и на обувь гарантии нет. Неужели я не имею никаких прав и что мне делать?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 (далее-Закон) потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока . В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Согласно ст.18 Закона потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Таким образом,
если на обувь не установлен гарантийный срок Вам необходимо провести экспертизу обуви.
Вы вправе направить продавцу свои требования в письменной претензии, способом, позволяющим фиксировать дату отправки претензии и её получения. К претензии прилагается экспертное заключение, подтверждающее наличие недостатков и причины их возникновения. В случае неполучения ответа или неудовлетворения продавцом Ваших требований в добровольном порядке, требования могут быть предъявлены по решению потребителя в суд в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ст. 17 Закона РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора; нахождения филиала или представительства организации по искам, вытекающим из их деятельности. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.