В некоторых ситуациях потребителю не просто разобраться в том или ином вопросе, особенно когда он связан с определением нормы законодательства и её правильного толкования для решения жизненной ситуации. Для этого потребители часто обращаются к субъектам-исполнителям, оказывающим юридические услуги.
Юридические услуги — это помощь в какой-либо области права, направленная на правильное консультирование, составление документов (проектов документов) или защиту обратившегося лица.
На рынке юридических услуг в настоящее время достаточно много организаций разных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, которые оказывают соответствующие услуги потребителям.
Как избежать обмана при оказании юридических услуг?
Во-первых, при выборе организации или индивидуального предпринимателя, как исполнителя оказания услуг по Вашему вопросу, Вам следует руководствоваться открытостью исполнителя. В соответствии со статьями 8 и 10 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон о защите прав потребителя»), исполнитель услуги обязан предоставлять потребителю полную и достоверную информацию о себе, оказываемых им услугах и их ценах. Только убедившись в наличии этой информации от исполнителя, потребитель может принимать решение о получении услуг конкретного исполнителя. К слову, информация для потребителя должна быть наглядна и доступна для изучения даже до фактического заключения договора оказания услуг, поскольку, следуя преамбуле Закона о защите прав потребителя потребителем является также лицо, намеревающееся заключить договор об оказании услуги.
Во-вторых, при заключении договора с исполнителем, потребитель должен четко описать необходимый ему объём услуги (в данном случае, в договоре необходимо четко очертить круг действий исполнителя с целью оказания качественной услуги).
В-третьих, при заключении договора об оказании услуг потребителю не следует стесняться задавать вопросы по объёму оказываемых услуг, их цене и непосредственном исполнителе. Потребителю для ознакомления должен быть предоставлен прейскурант цен со стоимостью позиций, перечисленных в договоре.
После подписания договора об оказании услуг, потребитель, руководствуясь статьёй 27 Закона о защите прав потребителей имеет право требовать исполнения договора в сроки, указанные в договоре. Если такие сроки не были определены сторонами по договору, то потребителю следует руководствоваться частью 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой срок исполнения обязательства 7 дней с момента предъявления требования об исполнении. Требованием об исполнении является письменное обращение в адрес исполнителя. Если договорной или законный срок исполнителем нарушен, то согласно пункту 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги за каждый день просрочки, но не более 100 % стоимости оказания услуг.
Некоторые из исполнителей услуг в договоре изменяют в сторону снижения процент неустойки (пени), который подлежит уплате потребителю при нарушении срока оказания услуги. Потребителю следует помнить, что на основании пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
При приёме результата оказания юридических услуг потребителю важно проверить выполнения объёма услуг в соответствии с заключенным договором. Если какая-либо услуга или её часть не оказана или оказана не в полном объёме, потребитель имеет право по своему выбору потребовать полного исполнения услуги, назначив новый срок, или поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену, или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, или потребовать уменьшения цены за оказание услуги, а также отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
При выявлении ненадлежащего качества оказанных услуг потребитель вправе по своему выбору предъявить исполнителю требования в соответствии со статьёй 29 Закона о защите прав потребителя.
Что важно помнить потребителю?
Согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право отказаться от дальнейшего исполнения договора в любое время, оплатив исполнителю фактически понесённые расходы. Такими расходами являются расходы исполнителя, которые связаны с исполнением данного договора. Сумма фактически понесённых расходов не может быть установлена договором или процентным выражением от суммы договора – это оспоримо в суде.
Как защитить свои права?
С целью защиты своих прав в досудебном порядке потребитель направляет исполнителю письменные претензии (обращения), способом, который фиксирует дату получения такого обращения (почтовое отправление с уведомлением, личное вручение обращения).
При отсутствии каких-либо действий со стороны исполнителя в срок, предусмотренный законодательством (10 дней) потребитель, руководствуясь статьёй 17 Закона о защите прав потребителей вправе защищать свои права в судебном порядке.