«Судебная защита прав потребителей»
При возникновении спорных ситуаций, возникающих в процессе приобретения товаров и услуг, довольно часто не удается найти приемлемое решение, устраивающее потребителя. Такие обстоятельства вынуждают потребителя прибегнуть к судебной защите, как к единственному способу восстановить свои имущественные права, однако не многие имеют достаточные знания для обращения в суд.
Претензионный порядок
Формально, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1) не содержит требования об обязательном соблюдении досудебного порядка разрешения споров, однако на практике, потребителю лучше всегда обращаться письменной претензией, поскольку это упростит не только задачу по доказыванию нарушения прав, но и увеличит вероятность взыскания неустойки и морального вреда. В случае отсутствия претензии, потребитель также не сможет рассчитывать на штраф (за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя) в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Порядок обращения в суд
Процедура подачи искового заявления регламентируется Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В силу п.6 ст. 132 ГПК РФ при подаче искового заявления истец обязан направить ответчику и другим лицам, участвующим в деле, копию искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют
Согласно ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается заявление;
- сведения об истце и ответчике:
- в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;
- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
- цена иска, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;
- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику;
- сведения о предпринятых стороной (сторонами) действиях, направленных на примирение, если такие действия предпринимались;
- перечень прилагаемых к заявлению документов.
Необходимо отметить, что согласно ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей не уплачивают государственную пошлину в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей.
В какой суд обращаться?
Согласно ст. 17 Закона №2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
— нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
— жительства или пребывания истца;
— заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
При этом статья 30 ГПК РФ устанавливает исключение, согласно которому иски о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе прав потребителей, подаются по адресу ответчика.
Если потребитель является ответчиком
Законодатель не установил процессуальных правил для рассмотрения споров, в которых потребитель является ответчиком, так как по общему правилу иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика (статья 28 ГПК РФ). В связи с этим дела с участием потребителей всегда будут рассматриваться в суде по месту жительства потребителя.
Исключением является случаи предусмотренные п.2 ст. 13 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» согласно которому в индивидуальных условиях договора потребительского кредита (займа) по соглашению сторон может быть изменена территориальная подсудность дела по иску кредитора к заемщику, который возник или может возникнуть в будущем в любое время до принятия дела судом к своему производству, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Обеспечение доказательств
При обращении в суд всегда необходимо помнить что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).