За период с 04.05.2022 года по 06.05.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 68 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (31);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (35);
- Прочее (2).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! Я заключил договор на изготовление кухонной мебели. Мебель изготовили в срок. Мебель я принял, но не увидел при приемке вмятины на боковых поверхностях кухни. О недостатках я заявил исполнителю, но он отказался их устранять. Как мне поступить?»
Разъяснение специалиста:
Согласно п.12 Правил бытового обслуживания населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 г. N 1514 потребитель обязан в порядке и сроки, которые предусмотрены договором о выполнении работ, с участием исполнителя осмотреть и принять выполненную работу. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результаты работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.
Потребитель, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора о выполнении работ или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан известить об этом исполнителя в разумный срок по их обнаружении.
В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 г. № 2300-1 (далее – Закон), потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы; соответствующего уменьшения цены выполненной работы; безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь. Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы или иные существенные отступления от условий договора.
Исполнитель отвечает за недостатки выполненной работы, на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении работы, на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Согласно ст. 30 Закона недостатки работы должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем.
Назначенный потребителем срок устранения недостатков работы указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
Вы имеете право направить свои требования письменно в адрес исполнителя способом, позволяющим фиксировать дату отправки претензии и получения его исполнителем (в том числе посредством почтовой связи).
Если Ваши требования не будут удовлетворены исполнителем, Вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.