За период с 07.11.2022 года по 11.11.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратился 121 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (60);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (56);
- Прочее (5).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей, и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день. Мною была произведена бронь-оплата в отеле. Даты бронирования номера устанавливали с 1-ого на 2-ое ноября 2022 года. Но в связи с семейными обстоятельствами, я отказался от брони и просил полного возврата оплаченной денежной суммы. Отель отказал в возврате денег, не объясняя причин. Что я могу сделать?»
Разъяснение специалиста:
Согласно п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ от 18.11.2020 N 1853 (далее-Правила) бронирование — закрепление за потребителем номера (места в номере) в гостинице на условиях, определенных заявкой заказчика или потребителя и подтверждением этой заявки со стороны исполнителя.
В соответствии с п. 16 Правил исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:
— гарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
— негарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.
Таким образом, между исполнителем (гостиницей) и заказчиком (потребителем) складываются отношения по договору возмездного оказания услуг, когда исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Вы вправе обратиться с претензией, содержащий соответствующее требование, в адрес исполнителя, способом, позволяющим зафиксировать факт доставки претензии.
В случае если исполнитель добровольно откажется исполнять Ваши требования, то Вы вправе обратиться за судебной защитой своего права. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (далее – «ГПК РФ») лицам, участвующим в деле.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.