За период с 26.12.2022 года по 30.12.2022 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 118 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (67);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (47);
- Прочее (4).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! Я на сайте заказала игрушку для ребенка к новому году, доставка должна быть 18.12.2022 г., но 18 позвонили и перенесли доставку на 21.12.22 г. Доставку переносили неоднократно и в последний раз пообещали доставить игрушку 3 января 2023 г. После нового года игрушка мне не нужна, могу ли я отказаться от неё?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии со ст. 23.1. Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1
«О защите прав потребителей» (далее – «Закон»), в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель вправе потребовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок, либо возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
В случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы.
Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Срок удовлетворения требования потребителя о возврате суммы предварительной оплаты товара составляет десять дней.
Вы имеете право направить свои требования письменно в адрес продавца способом, позволяющим фиксировать дату отправки претензии и получения его продавцом (в том числе посредством почтовой связи).
В случае если продавец добровольно откажется исполнять Ваши требования, то Вы вправе обратиться за судебной защитой своего права, приложив к исковому заявлению имеющиеся у Вас документы (претензию, чек и др.).
В соответствии с п.2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст.35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (далее — «ГПК РФ») лицам, участвующим в деле.