За период с 20.02.2023 года по 22.02.2023 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратился 138 потребитель, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (62);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (67);
- Прочее (9).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте! В магазине был приобретен смартфон. При пользовании оказалось, что он имеет недостатки: пятна на экране, самопроизвольно выключается. Гарантия на смартфон не закончилась, т. к. я обратился через 23 дня, но магазин за телефон денежные средства не возвращает, предлагает ремонт. Как быть?»
Разъяснение специалиста:
Согласно ст. 18 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее-Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе , если они не были оговорены продавцом, потребитель имеет право по своему выбору потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены, потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Однако, в соответствии с перечнем технически сложных товаров (утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924), смартфон является технически сложным товаром, и требование о возврате денежных средств на основании ст. 18 Закона, предъявляются потребителем в течение 15 дней со дня передачи товара.
По истечению 15 дней такие требования могут быть предъявлены при обнаружении существенного недостатка товара, нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара, невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Таким образом, Вы вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.
Согласно ст. 20 Закона если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены продавцом незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.
Вы можете обратиться с требованиями к продавцу письменно, способом, позволяющим зафиксировать дату получения их продавцом (в том числе, заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
Если Ваши требования не будут удовлетворены в досудебном порядке, Вы вправе обратиться в суд, в соответствии со статьёй 17 Закона.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 «Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ лицам, участвующим в деле.