За период с 26.06.2023 года по 30.06.2023 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 235 человек, из которых:
• По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (107);
• По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (116);
• Прочее (12).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте! Мною был забронирован номер в отеле. Даты бронирования номера и с 01.08.2023 г. по 08.08.2023 г. По семейным обстоятельствам я отказался от брони и просил полного возврата оплаченной денежной суммы. Отель отказал в возврате денег не объясняя причин. Что я могу сделать?»
Разъяснение специалиста:
Согласно п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ от 18.11.2020 N 1853 (далее-Правила) бронирование — закрепление за потребителем номера (места в номере) в гостинице на условиях, определенных заявкой заказчика или потребителя и подтверждением этой заявки со стороны исполнителя.
В соответствии с п. 16 Правил исполнитель вправе применять в гостинице следующие виды бронирования:
— гарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. В случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. При опоздании более чем на сутки договор прекращается;
— негарантированное бронирование — вид бронирования, при котором гостиница ожидает потребителя до определенного часа, установленного исполнителем, в день заезда, после чего договор прекращается.
Таким образом, между исполнителем (гостиницей) и заказчиком (потребителем) складываются отношения по договору возмездного оказания услуг, когда исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Вы вправе обратиться с претензией, содержащий соответствующее требование, в адрес исполнителя, способом, позволяющим зафиксировать факт доставки претензии.
Если требования не будут удовлетворены исполнителем, потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
В силу положений п. 2 ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания, либо по месту нахождения ответчика, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства; либо по месту заключения или исполнения договора. Согласно п. 3 ст. 17 Закона при обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается.
Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ лицам, участвующим в деле.