Ежегодно, начиная с 15 марта 1994 года, в России отмечается Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. По сложившейся традиции Международная Федерация потребительских организаций каждый год определяет тематику Всемирного дня прав потребителей.
В 2024 году тематика Всемирного дня прав потребителей определена как «Fair and responsible AI for consumers» — «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».
Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью цифрового мира, проникнув в большинство сфер жизни людей, оказав огромное влияние на развитие ключевых областей экономики — банкинга, ретейла, медицины
и промышленности.
В Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации
от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, которая определяет, что искусственный интеллект — это комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе то, в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
Однако, необходимо отметить, что несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, вызывает обеспокоенность последствия его применения для безопасности потребителей.
Так, основными особенностями массового применения технологий искусственного интеллекта являются возможность быстрого, но далеко не всегда точного, получения обратной связи, информации и ответов на поставленные вопросы.
Концепция «чат-ботов» и иных подобных технологий основана на предоставлении в большей степени общих (не конкретных) ответов, тогда как различные формулировки одного и того же запроса могут кардинально противоположно обрабатываться программой, ввиду чего предоставляемые ей ответы могут дезориентировать и вводить в заблуждение потребителей.
Попадая в руки злоумышленников, программы, использующие в своей основе искусственный интеллект и созданные для взаимодействия
с потребителями, открывают широкий доступ как к персональным данным граждан, так и к перспективе совершения противоправных действий
с использованием полученной информации.
Уже сегодня с использованием искусственного интеллекта разрабатываются программы, позволяющие создать в информационном пространстве идентичные страницы организаций и учреждений,
фото- и видеоизображения, имитировать голос граждан, в том числе
и медийных лиц. Подобные технологии, с учетом недостаточности правового регулирования, могут быть также использованы в целях введения в заблуждение, обмана потребителей, использования их персональных данных, хищению денежных средств, распространения нежелательной информации.
Действующее гражданское законодательство Российской Федерации,
в свою очередь, может рассматривать искусственный интеллект как результат интеллектуальной деятельности и объект авторских прав, но не как отдельную «сторону» гражданско-правовых отношений.
Отдельный правовой статус для искусственного интеллекта при его участии в сфере потребительских правоотношений до настоящего времени,
в частности, также не установлен.
Взаимодействуя с продавцами, изготовителями товаров, исполнителями работ и услуг посредствам сервисов, использующих искусственный интеллект («чат-боты», «роботы» на телефонной линии), ответственными за предоставляемую потребителю информацию (как о товарах/услугах/работах, так и в части рекламационной работы), а также за качество работы, выполняемой с использованием автоматизированных программ в порядке, установленном положениями Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон») остаются юридические лица и индивидуальные предприниматели – участники потребительского рынка.
При этом роль искусственного интеллекта в недостоверности или некорректности предоставляемой информации, недостатках качества результатов выполненных с его использованием работ с точки зрения действующего российского законодательства не учитывается и не является основанием для смягчения или освобождения от ответственности исполнителя (продавца, изготовителя), использующего искусственный интеллект и допустившего подобное нарушение потребительских прав и подлежит квалификации в соответствии со ст.ст. 12, 18, 29 Закона.