За период с 04.03.2024 года по 07.03.2024 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 276 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (122);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (138);
- Прочее (16).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! Сотовый оператор изменил тариф на телефон с 580 руб. до 673 руб. Согласие на изменение тарифа я не давал, о том, что изменились тарифы мне не сообщили. Какое имеет право оператор изменять тарифы?»
Разъяснение специалиста:
Порядок оказания услуг телефонной связи в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее – «Закон) и Правилами оказания услуг телефонной связи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 «О порядке оказания услуг телефонной связи») (далее – «Правила»).
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона, тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Согласно п. 29 Правил, тарифы на услуги телефонной связи, в том числе тариф, используемый для оплаты неполной единицы тарификации, устанавливаются, в том числе изменяются, оператором связи самостоятельно, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации.
Подпунктом «е» п. 24 Правил, установлено, что оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи, если иное не предусмотрено настоящими Правилами. Абонент — физическое лицо вправе отказаться от получения информации об изменении тарифов в виде короткого текстового сообщения и посредством совершения им действий, позволяющих достоверно установить его волеизъявление, выбрать иной способ извещения.
Таким образом, оператор связи вправе в одностороннем порядке изменить действующий тариф, при этом уведомив абонента не менее чем за 10 дней до его изменения.