
В рамках празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне представляем Вашему вниманию серию «живых» воспоминаний сотрудников санитарной службы Ленинграда и Ленинградской области — непосредственных участников военных событий, переживших все тяготы войны и оставивших нам Память о Великой Победе (из материалов сборника «Санитарно-эпидемиологическое обеспечение населения страны в годы Великой Отечественной войны», 1996 г., под общей редакцией к.м.н. Е.Н. Беляева).
О. Н. Луковникова
После досрочного окончания Ленинградского государственного педиатрического медицинского института в сентябре 1941 года мне, как и многим моим сокурсникам, не пришлось работать врачом-педиатром. Меня откомандировали на военный сбор при 12-м батальоне МПВО Московского района на должность врача медсанроты.
Ленинград был уже в блокаде, Московский район оказался прифронтовым. Изнуряли бесконечные бомбежки и артобстрелы, бессонные ночи и тревожные дни.
После получения сигнала о попадании бомбы в жилой дом или предприятие — бойцы медсанроты во главе с врачом и бойцы аварийных рот выходили на очаг поражения для оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Тяжело раненых на носилках доставляли в больницу им. Коняшина.
Работать приходилось и во время непрекращающихся артобстрелов. Но о собственной безопасности мы старались не думать, хотя и было страшно, так как несколько бойцов уже были ранены.
Особенно мне запомнился первый выход в очаг поражения ночью (с 17 на 18 сентября), когда бомба была сброшена на фабрику, находящуюся через один квартал от места расположения нашего батальона. Раненые и убитые находились под обломками, света не было.
Для меня это было первое боевое крещение и, честно говоря, я растерялась, увидев около себя отчлененную голову погибшего мужчины… Но благодаря опыту и храбрости медицинской сестры Фаины Уделовой, которая уже бывала в такой ситуации, я тоже собралась с силами, и мы делали все возможное, чтобы скорее перевязать пострадавших и перенести их в больницу. Кстати, Уделова все время стремилась попасть на фронт и сбежала тайком. Один раз прислала письмо, а больше я о ней ничего не знала. Но память об этой девушке у меня осталась до сих пор. А через некоторое время в нашу медсанроту были направлены врачи, с которыми я училась в институте: Чаусова Надежда Иосифовна и Кувшинникова Евгения Владимировна (Грузкова Е. В.).
Служба в МПВО нас очень сдружила и мы в дальнейшем много лет работали в Ленинградской областной санэпидемстанции и продолжаем дружить и после ухода на пенсию.
И вот теперь, спустя более 50 лет, проезжая по Московскому проспекту, мимо дома № 82 (что напротив больницы Коняшина), где располагался наш 12-й батальон, я вспоминаю то тяжелое время, которое выпало нашему поколению.