За период с 27.01.2020 года по 31.01.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 108 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (52);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (46);
- Прочее (10).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Здравствуйте, мною был заключен договор на ремонт холодильника. В договоре была указана одна неисправность, но потом в ходе ремонта выяснилось, что появилась поломка, которой раньше не было. Это мастер при ремонте сломал холодильник. Я не знаю, что мне делать и на что я имею право?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии со статьей 35 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – «Закон РФ»), в случае полной или частичной утраты (повреждения) вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить её однородной вещью аналогичного качества, а при отсутствии однородной вещи аналогичного качества — возместить потребителю двукратную цену утраченной вещи, а также расходы, понесенные потребителем.
Цена утраченной вещи определяется, исходя из цены вещи, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.
Цена вещи, передаваемой исполнителю, определяется в договоре о выполнении работы или в ином документе (квитанции, заказе), подтверждающем его заключение.
В случае неудовлетворения исполнителем требований потребителя в добровольном порядке, требования имущественного характера могут быть предъявлены по решению потребителя в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Поскольку в законодательстве срок удовлетворения требования о возврате денежных средств не указан, то действуют положения ст. 314 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которыми обязательство по возврату денежных средств должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.