За период с 06.05.2020 года по 08.05.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 78 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (29);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (42);
- Прочее (7).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! Мною был оформлен авиабилет Санкт-Петербург — Лондон через сайт третьего лица. В связи с отменой рейса авиакомпанией, 19 марта мною был оформлен возврат билета, и от компании-посредника пришел ответ, что деньги вернутся в течение 30 дней. Однако до сих пор возврат не был осуществлен. При письменном обращении в компанию-посредник отвечает бот, а по телефону горячей линии к сожалению, не дозвониться. Как добиться возврата денежных средств или куда стоит написать обращение? Компания, как я понимаю, зарегистрирована в России. Спасибо!»
Разъяснение специалиста:
Разъясняю, что на основании пункта 227 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82, далее – «Правила»), в случае отмены рейса, указанного в билете, отказ пассажира является вынужденным.
В соответствии с пунктом 116 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации (утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 № 155), в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена.
Согласно пункту 234 Федеральных авиационных правил, требование о возврате провозной платы предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.
Вы вправе обратиться к исполнителю (к авиаперевозчику) письменным способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и получения его исполнителем (в том числе, заказным письмом с уведомлением и описью вложения).
В соответствии со ст. 127.1 Воздушного Кодекса РФ перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
В случае неразрешения спора в претензионном порядке Вы вправе обратиться в суд, т.к. в силу ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Все доводы по существу спора Вы сможете изложить в ходе судебного разбирательства по делу, воспользовавшись правами и обязанностями, предоставленными ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лицам, участвующим в деле.