За период с 10.08.2020 года по 14.08.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 79 человек, из которых:
• По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (33);
• По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (41);
• Прочее (5).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Добрый день! 14.03.2020 года приобрела абонемент в фитнес клуб сроком на 1 год. Спустя 2 недели клуб закрылся в связи с коронавирусом и открылся только в конце июля 2020. Я обратилась к администрации фитнес клуба для расторжения договора и возврата денежных средств, т.к. услугами почти не пользовалась. В ответ на мое заявление было сообщено, что деньги мне вернут через 90 дней с момента написания заявления. Правомерны ли действия администрации фитнес клуба?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии со статьёй 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1), потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Поскольку Законом №2300-1 не установлен срок для возврата денежных средств при добровольном отказе от договора потребителем, такой срок может быть установлен договорными отношениями между исполнителем и потребителем.
Если договором такой срок не установлен, то согласно пункту 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ»), в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления требования о его исполнении.
В случае, если срок возврата денежных средств был нарушен, то подлежат уплате проценты на сумму долга в соответствии со статьёй 395 ГК РФ.
В случае неразрешения спора в претензионном порядке Вы вправе обратиться в суд, т.к. в силу ст.11 ГК РФ, защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона №2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора.