За период с 21.12.2020 года по 25.12.2020 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 87 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (44);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (37);
- Прочее (6).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей, и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«Я купила зимнюю обувь. Не прошло и десяти дней, обувь стала протекать. Обратилась к продавцу, но он сказал, что это не является недостатком, т. к. это прошивной метод крепления. Но когда я покупала обувь, меня не предупредили об этом. Неужели нельзя вернуть обувь?»
Разъяснение специалиста:
Согласно ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон) продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товара, правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров. Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Согласно ст.12 Закона РФ N 2300-1 если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Потребитель вправе направить продавцу свои требования в письменной претензии способом, позволяющим фиксировать дату отправки сообщения и его получения (услуги почтовой связи).
В случае неполучения ответа или неудовлетворения продавцом предъявленных к нему в письменной форме требований потребителя в добровольном порядке, требования могут быть предъявлены по решению потребителя в суд в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ст.17 Закона РФ N2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора; нахождения филиала или представительства организации по искам, вытекающим из их деятельности. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Согласно ч.1 ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ в суде каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.