Права потребителей при дистанционном приобретении товаров

1. Особенности заключения договора купли-продажи дистанционным способом. При дистанционном способе продажи товара продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи с любым обратившемся к нему лицом. Обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара, возникают с момента получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить договор, если условиями оферты не предусмотрено иное. При заключении договора купли-продажи с использованием сети «Интернет» и (или) программы для электронных вычислительных машин продавец предоставляет потребителю подтверждение заключения договора, которое должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю получить информацию о заключенном договоре розничной купли-продажи и его условиях.

Важно: Товар признается непредназначенным для продажи дистанционным способом, если подразумевает предварительное согласование условий договора розничной купли-продажи, в том числе согласование наличия, наименования и количества товара, а также в иных случаях, когда продавец явно определил, что соответствующий товар не предназначен для продажи дистанционным способом.

2. Право потребителя на возврат качественного товара

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.При отказе потребителя от товара, продавец должен возвратить денежную сумму, в течении десяти дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования, однако в этом случае продавец вправе удержать расходы на доставку.Особенности возврата лекарственных препаратов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 697, согласно которому, покупатель вправе отказаться от доставленного лекарственного препарата надлежащего качества до оплаты заказа. В этом случае оплачивается только услуга по доставке.

3. Право потребителя при продаже некачественного товара

В случае обнаружения в товаре недостатков, потребитель вправе по своему выбору потребовать  замены на товар этой же марки, либо  замены на такой же товар другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо  соразмерного уменьшения покупной цены, либо безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление, а также потребитель вправе  отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При обнаружении недостатков в технически сложном товаре, потребитель может предъявить требования о замене или возврате товара в течение пятнадцати дней со дня покупки. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

4. Порядок предъявления претензии

Претензия составляется в письменном виде, подписывается потребителем с указанием даты и направляется по месту регистрации продавца по почте заказным письмом с уведомлением. В претензии обязательно указывается: полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (данные в обязательном порядке должны быть размещены на официальном сайте продавца), фамилия, имя, отчество, почтовый адрес и контактный телефон потребителя и конкретные требования к продавцу.

5. Распространяется ли действие законодательства в сфере защиты прав потребителей на ситуации, в которых продавцом является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Если гражданин, не зарегистрированный в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, систематически выступает на потребительском рынке в роли продавца, то правоотношения, возникшие из сделки по реализации товара потребителям, регулируются законодательством о защите прав потребителей.