За период с 09.01.2019 года по 11.01.2019 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 59 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (29);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (20);
- Прочее (10).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Гражданка М. перевела денежные средства с пластиковой карты одного банка на карту другого банка своему другу, в связи с чем гражданка М. оплатила комиссию за перевод денежных средств. Прошло уже 5 дней, а деньги так и не поступили на карту ее друга в другой банк.
Как защитить свои права в данной ситуации? Каков правовой выход из представленной ситуации?
Решение:
Шаг 1. Определить юридический адрес банка, осуществлявшего перевод.
Шаг 2. Урегулировать спор в досудебном порядке: Направить претензию на юридический адрес.
Претензия может быть направлена 2 способами:
- Передать один экземпляр претензии лично, второй экземпляр оставить у себя с фиксацией факта принятия.
- Направить претензию посредством почтовой связи (заказное письмо, с уведомлением и описью вложения).
Шаг 3. В том случае, если спор не удалось урегулировать в досудебном порядке, следующий этап –Суд. Составление искового заявления и подача его в суд.
Согласно ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
-нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
-жительства или пребывания истца;
-заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.
Правовой выход из представленной ситуации:
В соответствии с п. 5 ст. 5 N 161-ФЗ перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.
Перевод денежных средств в данной ситуации был осуществлен с комиссией, следовательно, услуга по переводу — платная.
Согласно ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 (далее — «Закон») если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель по своему выбору вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
- отказаться от исполнения договора об оказании услуги.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены оказания услуги. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).