За период с 18.02.2019 года по 22.02.2019 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 74 человека, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (30);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (28);
- Прочее (16).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Гражданка Р. в 2017 году прибрела в магазине матрас. Гарантия на матрас – 10 лет. На сегодняшний день матрас имеет недостатки. Продавец отказывается менять по гарантии.
Как защитить свои права в данной ситуации? Каков правовой выход из представленной ситуации?
Решение:
Шаг 1. Определить юридический адрес магазина, в котором приобретался товар.
Шаг 2. Урегулировать спор в досудебном порядке: направить претензию на юридический адрес.
Претензия может быть направлена 2 способами:
- Передать один экземпляр претензии лично, второй экземпляр оставить у себя с фиксацией факта принятия.
- Направить претензию посредством почтовой связи (заказное письмо, с уведомлением и описью вложения).
Шаг 3. В том случае, если спор не удалось урегулировать в досудебном порядке, следующий этап – Суд. Составление искового заявления и подача его в суд.
Согласно ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
-нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;
-жительства или пребывания истца;
-заключения или исполнения договора.
Правовой выход из представленной ситуации:
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» 07.02.1992 № 2300-1 (далее — «Закон») потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору:
— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.