За период с 01.04.2019 года по 05.04.2019 года в Центр по информированию и консультированию потребителей обратилось 97 человек, из которых:
- По вопросам нарушения прав потребителей при продаже товаров (52);
- По вопросам нарушения прав потребителей при оказании услуг (25);
- Прочее (20).
Ситуационный пример, по которому обратился один из потребителей и алгоритм консультации, представленной специалистом:
Обращение потребителя:
«04 апреля 2019 года было произведено списание с личного счета мобильного телефона по услуге «******». По словам оператора, я самостоятельно подключила данную услугу 04 марта 2019 года, чего я не делала. Информации о списании за март не было, информации ни в СМС, ни в кабинете личного счета о включении услуг я не получала. О списании я узнала случайно через контроль расходов на телефоне, после чего позвонила оператору, сказать он ничего не смог: ни время подключения услуги, ни через какой ресурс услуга была подключена. В личном кабинете нет информации о времени подключения. Я попросила отключить услугу и вернуть денежные средства. Оператор направил меня в отделение. Мною была направлена жалоба в клиентский отдел. Услугу отключила через личный кабинет самостоятельно. В архиве операций с января информации о включении нет, есть информация об отключении 04 марта 2019 года. Как мне вернуть денежные средства, списанные с меня?»
Разъяснение специалиста:
В соответствии с п. 3 ст. 16 Закона РФ № 2300-1 от 07.02.1992 «О защите прав потребителей» (далее Закон) исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Согласие потребителя на выполнение дополнительных услуг за плату оформляется исполнителем в письменной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Кроме того, на основании п. 26 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342, абонент вправе отказаться от оплаты услуг телефонной связи, предоставленных ему без его согласия.
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд (ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ, п. 1 ст. 17 Закона). Вы вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд от уплаты государственной пошлины потребитель освобождается (п. п. 1, 2 ст. 17 Закона).